А судьи кто?
Судебная система – одна из самых закрытых в стране, пожалуй, наравне с секретными ведомствами ФСБ или службой охраны первых лиц. В СМИ практически не встретишь интервью с судьей любого ранга, что понятно – уж такая профессия, где за решением всегда судьба человека. Но «ВМ» повезло, в преддверии IX Всероссийского съезда судей мы поговорили с председателем Совета судей Магаданской области, судьей судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда Дмитрием ЖИДЕЛЕВЫМ.
– Дмитрий Леонидович, что это за организация – Совет судей, председателем которой вы являетесь? Чем она занимается?
– Согласно Федеральному закону № 30-ФЗ от 14.03.2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», советы судей субъектов РФ – один из видов органов судейского сообщества, основными задачами которых являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей и другие задачи.
Совет судей Магаданской области является выборным органом. Выборы проходят один раз в четыре года.
– Как часто проходят съезды судей, и какие вопросы на них рассматриваются?
– Они созываются раз в четыре года. Съезд – высший орган судейского сообщества Российской Федерации. Круг основных тем нынешнего IX съезда судей уже известен. Они были озвучены председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Лебедевым. Это анализ судебных ошибок и ошибок правоохранительной системы, введение коллегий присяжных заседателей в районных судах, обсуждение обновленной концепции уголовной политики, прописывающей принципы и правила назначения наказания.
– Кто будет представлять нашу область на IX Всероссийском съезде судей в Москве?
– Область на съезде представят избранные от судов всех видов и уровней по нормам представительства делегаты: заместитель председателя Арбитражного суда Магаданской области В. Д. Попова, судья Магаданского областного суда С. В. Бобылев, судья Магаданского городского суда Магаданской области М. А. Филенко, мировой судья судебного участка № 4 Магаданского судебного района Магаданской области Е. Н. Алимова.
– Бывают ли дела, которые особенно запоминаются?
– С правовой точки зрения все дела имеют одинаковую юридическую ценность. Но бывают дела, которые либо по своим фактическим обстоятельствам, либо по каким-то вопросам процессуального или материального права запоминаются лучше – это неизбежное свойство человеческой и профессиональной памяти. Обращать внимание на конкретные дела я бы воздержался, так как, полагаю, это не совсем корректно с учетом тех обстоятельств, что за ними стоят судьбы и, как правило, трагические обстоятельства жизни других людей. Я, конечно, имею в виду категорию рассмотрения уголовных дел.
– С какими вопросами люди обращаются чаще всего?
– Для ответа на этот вопрос обратимся к судебной статистике, которая отражает проблемы общества, требующие решения правовым путем.
В 2015 году судами общей юрисдикции и мировыми судьями области рассмотрено 48 415 дел искового производства, из них, согласно статистике, граждане чаще всего обращались с заявлениями по трудовым, семейным, жилищным спорам.
– Насколько тяжело осознавать, что на вас лежит бремя ответственности за судьбу человека?
– Вопрос, конечно, сложный, тяжелый и ответственный. Безусловно, за каждым уголовным делом, поступающим на рассмотрение в суд, стоит как судьба конкретного человека, так и судьба его близких. Но при этом идет речь о конкретных обстоятельствах дела. Следует обратить внимание, что в правовой орбите уголовного судопроизводства находятся интересы и потерпевшей стороны, которая также ждет от суда принятия справедливого решения.
– Почему в России сегодня так мало оправдательных приговоров?
– По этому поводу неоднократно были выступления в СМИ и озвучивались различные позиции по данному вопросу.
Я бы посмотрел на эту ситуацию с точки зрения того, насколько количество оправдательных приговоров говорит об эффективности работы судебной системы.
У нас же нет критериев, что при определенном количестве оправдательных приговоров мы можем говорить, что судебная система работает надлежащим образом. Данный критерий носит оценочный характер.
Определяя количество оправдательных приговоров, необходимо учитывать, что значительное количество дел (3/4 от количества уголовных дел, по которым постановлен приговор в 2015 году районными судами и мировыми судьями области) рассмотрено в особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
Четвертая часть уголовных дел от рассмотренных в 2015 году по существу производством прекращена по тем или иным обстоятельствам.
За двенадцать месяцев 2015 года оправдано 8 лиц, что составляет 2,3% от количества лиц, осужденных в общем порядке.
Таковы данные статистки за 2015 год.
– Может ли судья позволить себе быть недовольным той или иной статьей УК РФ? Например, считать, что какая-то новая статья слишком сурова или «обща»?
– Судьи относятся к категории юристов правоприменителей. Соответственно, определенная правовая норма и сложившаяся ситуация рассматриваются с точки зрения наличия либо отсутствия признаков преступления, которые установлены федеральным законодательством. Я не думаю, что судье будет корректно комментировать правовые нормы, принимаемые законодателем. Судья при вступлении в должность принимает присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Я думаю, в этих словах и заложены принципы и позиции судьи при отправлении правосудия, непосредственно в присяге прямо указано, что судья обязан подчиняться только закону.
Автор: Юрий Белов
Источник: http://vmagadan.su/article/118588/
http://vmagadan.su/