Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Уважаемые члены Совета судей
Российской Федерации!
Уважаемые гости!
В 2019 году ключевыми задачами Совета судей Российской Федерации являются завершение выполнения поручений IX Всероссийского съезда судей и содействие реализации судебной реформы, инициированной Верховным Судом Российской Федерации.
Советом судей Российской Федерации во исполнение поручений Съезда подготовлен ряд законопроектов, направленных на дальнейшее развитие и укрепление правового статуса судей.
Подготовлен и направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан».
Данный законопроект предусматривает порядок расчета выслуги лет для судей судов Российской Федерации, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с действующим законодательством периоды работы на судейских должностях в Республике Крым и городе Севастополе до вступлениях этих субъектов в состав Российской Федерации включаются в выслугу лет.
Однако гражданам, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя и не имели судейского статуса, а впоследствии были назначены судьями судов Российской Федерации, предыдущий стаж работы не включается в выслугу лет.
Тем самым нарушается принцип единства правового статуса судей.
В законопроекте, подготовленном Советом судей, предлагается установить, что для всех судей Российской Федерации, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя, порядок включения предыдущих периодов работы в выслугу лет определяется Советом судей Российской Федерации – независимо от того, занимали ли они судейские должности до вступления в состав Российской Федерации новых субъектов.
Подготовлен и внесен на рассмотрение пленарного заседания Совета судей проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» в части совершенствования процедуры прекращения отставки судьи и досрочного прекращения полномочий председателя суда и заместителя председателя суда.
Прекращение отставки судьи и прекращение полномочий руководителя суда имеют сходную правовую природу с дисциплинарной ответственностью судей, поскольку представляют собой меры реагирования на нарушения закона или Кодекса судейской этики.
В этой связи предлагается предусмотреть возможность обжалования решений о прекращении отставки судьи и о прекращении полномочий председателя суда, либо его заместителя, в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. Тем самым будет обеспечено единство правового статуса судей и укреплены гарантии их независимости.
Подготовлен и в ближайшее время будет направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей».
Этот законопроект разработан во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей, а также в развитие федерального закона, принятого в прошедшем году по законодательной инициативе Верховного Суда и наделяющего Судебный департамент правом создавать санаторно-курортные организации.
Проект предусматривает нормативы расходов на медицинское и санаторно-курортное лечение судей, которые обеспечивают реальное, а не декларативное предоставление судьям соответствующих услуг, а также выплату достаточной компенсации судьям, отказавшимся от использования права на санаторно-курортное лечение.
Важно, что положения проекта распространяются на судей, пребывающих в почетной отставке, для которых медицинское и санаторно-курортное обеспечение наиболее востребовано.
Предлагаемые изменения станут правовым обоснованием необходимости выделения бюджетных средств на организацию медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Особое внимание Совет судей Российской Федерации традиционно уделяет развитию электронного правосудия, расширению применения электронных технологий в судебной деятельности.
Внесены изменения в Правила формирования электронного хранилища судебных дел и документов федеральных судов общей юрисдикции, предусматривающие перевод в электронную форму дел и документов, поступающих в кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, перевод в электронную форму судебных архивов.
Кроме того, в связи с созданием новых судов внесены поправки в Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В этой связи следует отметить, что введение принципа «полной кассации» предполагает ежегодное истребование кассационными судами общей юрисдикции значительного числа дел из нижестоящих судов. Почтовая пересылка таких дел должна постепенно уступать место электронному документообороту с применением средств защиты, исключающих незаконное внесение изменений в материалы дела или их утрату.
Утверждены Методические рекомендации по организации работы архива и формированию электронного архива в аппарате мирового судьи, которые позволят освободить мировых судей от морально устаревшей работы по ведению бумажных архивов и оптимизировать использование служебных помещений.
5 апреля 2019 г. Президиум Совета судей поручил Судебному департаменту совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки
ГАС «Правосудие», комиссией Совета судей Российской Федерации по информатизации и автоматизации работы судов подготовить новую Концепцию развития информатизации судов.
Это поручение обусловлено тем, что срок реализации действующей Концепции информатизации судов истекает в 2020 году, а также динамичным развитием информационных технологий, появлением новых программных решений.
Принятие новой Концепции обеспечит соответствие информатизации судебной системы тенденциям развития электронных технологий в Российской Федерации.
Совет судей уделил значительное внимание регламентации поведения посетителей в зданиях судов. Обсуждение регламента на площадке Совета судей РФ с самого начала ведется максимально открыто, с участием всех заинтересованных организаций: Министерства юстиции РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной палаты адвокатов, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Удалось достичь взаимопонимания по вопросу о том, что с развитием гражданского общества назрела необходимость укреплять уважение к суду – это комплексный правовой институт, который является ключевым условием судейской независимости. Главным назначением правосудия является обеспечение надлежащих условий судебной защиты прав и законных интересов граждан.
Поведение нарушителей дезорганизует работу суда и препятствует комфортной судебной защите, оперативному рассмотрению дел. Такие действия наносят вред прежде всего не судьям, а добросовестным участникам судебных споров.
В этой связи актуальным вопросом является нормативно-правовое закрепление единого регламента судов, который обеспечил бы единообразие и прозрачность соответствующих правил.
Предметом широкого и открытого обсуждения стала проблема манипулирования общественным мнением через средства массовой информации в целях давления на суд и получения нужного результата рассмотрения дела («скандализации правосудия»). С участием Совета судей изучен и представлен широкой общественности опыт других правопорядков и практика Европейского Суда по правам человека в сфере правового регулирования уважения к суду.
Представляется, что по результатам обсуждения удалось достичь консенсуса в вопросе о том, что лучший способ противодействия подобным манипуляциям – это широкое распространение объективных данных о работе судов.
Открытость судебной деятельности является одним из ключевых условий доверия общества к суду является. В связи с этим Совет судей уделяет значительное внимание организации диалога с институтами гражданского общества, в том числе со средствами массовой информации.
Структура подразделений, осуществляющих информационную политику судебной системы, принципы взаимодействия судов со средствами массовой информации на региональном и федеральном уровнях, порядок доступа к судебной информации и организация участия журналистов в судебных заседаниях рассматриваются в Концепции информационной политики, утвержденной 16 ноября 2001 года.
Этот важный документ к настоящему моменту утратил актуальность и морально устарел.
С момента принятия Концепции прошло почти 18 лет: за это время сформировалось новое правовое регулирование информационной сферы, по законодательной инициативе Верховного Суда принят Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», у всех судов созданы Интернет-сайты, появились новые виды средств массовой информации, получили широкое распространение социальные сети, и т.д.
В связи с этим Президиум Совета судей Российской Федерации принял решение о разработке до октября текущего года совместно с Судебным департаментом новой редакции Концепции информационной политики судебной системы.
Организован мониторинг практики по делам, в которых одной из сторон являются средства массовой информации, а также поступающих в советы судей субъектов Российской Федерации жалоб на недостаточную открытость судов, ограничение доступа в судебные заседания, неполноту и неактуальность Интернет-сайтов советов судей.
Советом судей Российской Федерации в пределах его компетенции ведется большая работа в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. В этой связи следует отметить постоянное конструктивное взаимодействие Совета судей с Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде, представители которых принимают участие в подготовке документов Совета судей, присутствуют на заседаниях Президиума Совета судей и высказывают свои предложения по обсуждаемым вопросам.
Органы судейского сообщества принимают деятельное участие в формировании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Обеспокоенность в судейской среде вызывает не основанное на законе расширительное толкование понятия «конфликт интересов».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о статусе судей в Российской Федерации обязательным признаком конфликта интересов является личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на исполнение обязанностей судьи.
В свою очередь, личная заинтересованность определяется законом как возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.
Таким образом, конфликт интересов не должен и не может презюмироваться: его наличие должно быть подтверждено объективно существующей личной заинтересованностью судьи.
О такой заинтересованности должны свидетельствовать конкретные данные, а не предположения и домыслы.
Попытки возложить на судью обязанность доказать отсутствие своей личной заинтересованности означает презумпцию виновности и недобросовестности судьи, которая противоречит конституционному статусу личности.
Кроме того, в соответствии с общими принципами права недопустимо возлагать на участника правоотношений бремя доказывания так называемых «отрицательных фактов», то есть фактов отсутствия чего-либо.
Презумпция недобросовестности судей и обязанность доказывать отсутствие конфликта интересов на практике нередко приводят к тому, что суды по надуманным основаниям лишаются опытных и квалифицированных кадров.
Это не соответствует интересам государства и гражданского общества в качественном и независимом правосудии.
Кодекс судейской этики возлагает на судью обязанность действовать честно и добросовестно при осуществлении своих полномочий. Если судья соблюдает эти требования, то его действия не могут быть квалифицированы как порождающие конфликт интересов или нарушающие антикоррупционные положения.
Честность и добросовестность судьи – это универсальное мерило его поведения. Недобросовестность и нечестность судьи требуют доказывания.
Советом судей Российской Федерации продолжена работа по разъяснению положений Кодекса судейской этики, обеспечению их единообразного толкования. Комиссией по этике рассмотрены по существу 18 обращений, даны необходимые разъяснения.
К числу наиболее значимых из них следует отнести заключение, в котором обращено внимание на отсутствие конфликта интересов при замещении супругами двух должностей судей в одном субъекте Российской Федерации – в суде общей юрисдикции и в арбитражном суде – поскольку суды общей юрисдикции и арбитражные суды разграничены установленной процессуальным законодательством предметной компетенцией и не связаны между собою инстанционной подчиненностью.
В связи с назначением в кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции судей, работающих в различных субъектах Российской Федерации, особое значение приобретают вопросы их социального обеспечения, в том числе предоставления им жилых помещений, медицинского обслуживания, создания необходимых условий для переезда их семей.
Надлежащее социальное обеспечение судей – важное условие независимого и качественного отправления правосудия в новых судах, поскольку оно позволяет судье сконцентрироваться на вопросах судопроизводства, не отвлекаясь на проблемы обустройства быта в новом регионе.
Соблюдение предусмотренных законом социальных гарантий для судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции – предмет особого внимания Совета судей Российской Федерации.
В целях создания необходимых правовых условий для жилищного обеспечения судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции Президиум Совета судей согласовал внесение изменений в Положение о жилищной комиссии и Положение о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета, утвержденные приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г.
Президиум Совета судей также поручил Судебному департаменту распространить порядок организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения на судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
На особом контроле финансовой комиссии Совета судей Российской Федерации находятся вопросы финансового и материально-технического обеспечения кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции; повышенное внимание уделяется вопросам выделения бюджетных ассигнований на приобретение основных средств и расходных материалов.
В апреле текущего года предварительно согласован объем лимитов бюджетных обязательств по фонду оплаты труда судей и государственных гражданских служащих новых судов.
Судьи кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции должны стать полноправными членами судейского сообщества, органично войти в состав судейской корпорации.
В связи с этим потребовалось внести изменения в акты Совета судей Российской Федерации, распространив их положения на судей новых судов. Внесены необходимые поправки в Методические рекомендации по организации приведения судьи к присяге; Методические рекомендации по организации и проведению торжественного мероприятия – ухода (удаления) судьи в почетную отставку; Порядок награждения наградным знаком Совета судей Российской Федерации «За служение правосудию»; Порядок награждения почетным знаком Совета судей Российской Федерации «Ветеран Судебной системы».
Совет судей Российской Федерации уделяет значительное внимание взаимодействию с региональными советами судей, методической и организационной поддержке их работы. 5 апреля 2019 г. организован семинар-совещание советов судей субъектов Российской Федерации в городе Казань Республики Татарстан, главной темой которого стало взаимодействие органов судейского сообщества со средствами массовой информации, повышению информационной открытости судов, меры реагирования на распространение недостоверной информации о судебной деятельности.
Продолжена работа по мониторингу сайтов региональных советов судей в целях их регулярного и своевременного обновления.
Как и в предыдущие периоды, существенную часть работы Совета судей Российской Федерации составляет рассмотрение жалоб и обращений граждан и организаций. Эта работа обеспечивает «обратную связь» между судьями и гражданским обществом, тем самым укрепляя доверие к судебной власти. С начала текущего года в Совет судей Российской Федерации поступило 885 обращений.
В дисциплинарную комиссию Совета судей Российской Федерации переданы 156 жалоб. По шести обращениям проведены выездные проверки, доводы одной их них признаны обоснованными.
В Комиссию по реализацию мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий переданы 40 жалоб; 15 жалоб переданы в Комиссию по этике.
С 4 по 6 апреля в городе Казани состоялся I командный чемпионат по шахматам среди судей судов Российской Федерации, который стал заметным событием в жизни судейского сообщества.
К сожалению, судьи некоторых крупных субъектов Российской Федерации (например, города Москвы, Краснодарского края и других) не приняли участие в этом мероприятии. Общие мероприятия судейского сообщества способствуют укреплению корпоративной культуры и взаимопонимания, в связи с чем призываю Вас, уважаемые коллеги, активнее участвовать в жизни судейского корпуса.
Совет судей Российской Федерации награждает судей, работников аппарата суда и Судебного департамента при Верховном Суде за многолетний и добросовестный труд, качественное и высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей.
С начала текущего года в Совет судей поступили представления о награждении 163 человек, из них приняты положительные решения в отношении 154 кандидатов: 67 человек награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 50 человек – почетной грамотой Совета судей, 37 человек – наградными знаками «За служение правосудию».
Кроме того, благодарностью Совета судей награждены 27 работников судебной системы.
Уважаемые коллеги, работа Совета судей Российской Федерации по содействию проведению судебной реформы, выполнению поручений IX Всероссийского съезда судей будет продолжена.
Хочу еще раз подчеркнуть, что в текущем году наша приоритетная задача – завершить исполнение поручений IX Всероссийского съезда судей, а также в пределах своей компетенции принять все необходимые меры для беспрепятственного начала работы новых судов, обеспечить их эффективную деятельность по отправлению правосудия. Призываю Вас помнить об этом и желаю успехов в работе.
Спасибо за внимание!